Разрешение на хранение и захоронение отходов производства (далее – разрешение) – это документ, который необходим для захоронения отходов на объектах захоронения и (или) хранения отходов на объектах хранения.

Из статьи вы узнаете, на что нужно обращать внимание при наличии разрешения на захоронение отходов производства и какие показатели необходимо контролировать, в целях недопущения нарушения требований законодательства об обращении с отходами.

Порядок получения разрешения для захоронения отходов описан в отдельной статье.

При наличии разрешения на захоронение отходов необходимо контролировать следующее:

  1. лимиты захоронения отходов;
  2. срок действия разрешения;
  3. не передавать на захоронение вторичные материальные ресурсы;
  4. своевременно вносить изменение и (или) дополнения в разрешение.

На практике данные показатели контролирует эколог организации или иное ответственное лицо.

Рассмотрим подробнее каждый пункт.

Контроль лимитов захоронения отходов

В приложении к разрешению помимо иных сведений указывается перечень отходов, разрешенных для захоронения на объекте захоронения (полигоне), а также лимит захоронения отходов производства для каждого отхода.
Данный лимит – это то количество отходов, которое собственник отходов может передать на захоронение в календарном году. По истечению календарного года лимит возобновляется. Например, для отходов обтирочного материала, загрязненного маслами, код 5820601, 3-й класс опасности, в разрешении установлен лимит 0,315 тонн в год. Следовательно, в 2020 году на захоронение можно передать не более 0,315 т отходов с кодом 5820601, начиная с 01.01.2021 лимит для захоронения отходов также равен 0,315 т и так далее ежегодно до истечения срока действия разрешения.

Законодательством предусмотрены особые правила расчета лимита захоронения отходов при внесении изменений и (или) дополнений в разрешение. Установлено, что при выдаче разрешения в середине календарного года количество отходов производства, подлежащих захоронению в соответствии с таким разрешением в текущем календарном году, принимается равным остатку от годового количества, указанного в разрешении, рассчитанному пропорционально количеству оставшихся дней с даты выдачи разрешения до конца текущего календарного года.

Разберем данное правило на примере.
Организацией получено разрешение №17 от 21.11.2019 г.
07.05.2020 в разрешение были внесены дополнения: добавлены отходы обуви кожаной рабочей, потерявшей потребительские свойства, код 1471501, 4-й класс опасности в количестве 0,12 т/год.
Согласно правилу, на захоронение в 2020 году нельзя передавать все количество отходов с кодом 1471501, указанное в разрешении, т.е. 0,12 т. Количество отходов, разрешенное к захоронению в период 07.05-31.12.2020, определяется по следующей формуле:

где А – количество отходов, разрешенное к захоронению до конца текущего календарного года с даты внесения изменений и (или) дополнений в разрешение, тонн;
Б – количество отходов, разрешенное к захоронению согласно разрешения (лимит захоронения отходов производства), тонн;
В – количество дней с даты внесения изменений и (или) дополнений в разрешение до конца календарного года, дни;
Г – количество дней в текущем календарном году, дни.

Рассчитаем значение «А» для отходов с кодом 1471501:

Значение «Б» равно 0,12 т.
С даты внесения дополнений в разрешение до конца календарного года 239 дней (период 07.05-31.12.2020).
В 2020 году 366 календарных дней.

В 2021 году для отходов с кодом 1471501 будет действовать правило по «обнулению» лимита, т.е. на захоронение можно будет передать 0,12 т отходов.

Данное правило по «сокращению» лимита захоронения отходов не действует:

  • при получении нового разрешения в середине календарного года. Под серединой календарного года подразумеваются даты, следующие после 1 января;
  • в отношении отходов, к которым не относятся вносимые изменения и (или) дополнения.

Сроки действия разрешения

Разрешение выдается сроком на 5 лет. Срок действия разрешения исчисляется с даты его выдачи, указанной на первом листе разрешения. Передача отходов на захоронение после истечения срока действия разрешения относится к нарушению порядка обращения с отходами.
При истечении срока действия разрешения для получения нового следует обращаться не позднее 30 дней до последнего дня действия разрешения, но не ранее чем за три месяца до истечения срока действия действующего разрешения.

Недопущение захоронения вторичных материальных ресурсов

Вторичные материальные ресурсы – это отходы, в отношении которых имеется возможность использования на территории Республики Беларусь. На практике отнесение отходов к вторичным материальным ресурсам осуществляется исходя из сведений реестра объектов по использованию отходов. Так, не допускается захоронение отходов, указанных в данном реестре, и для которых есть объекты, принимающие отходы на использование от третьих лиц.

Реестр объектов по использованию отходов размещен на сайте РУП «Бел НИЦ «Экология» и периодически обновляется. Если в реестре регистрируется объект, принимающий отходы, указанные в разрешении, на использование, то в течение 30 календарных дней со дня регистрации объекта в разрешение вносятся изменения в части исключения из него отходов, относящихся к вторичным материальным ресурсам.

Если отходы не могут быть использованы на объекте исходя из их физико-химических характеристик, то исключение их из разрешения не требуется. При этом у владельца разрешения должно быть подтверждение в письменной форме о невозможности использования отходов от объекта. Это подтверждение должно быть получено в течение 30 календарных дней со дня регистрации объекта по использовании отходов в соответствующем реестре.

Своевременное внесение изменений в разрешение

В разрешение вносятся изменения и (или) дополнения в течение 30 дней со дня возникновения оснований:

  1. регистрации в реестре объектов по использованию отходов объекта по использованию отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  2. учета в реестре объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов объекта обезвреживания отходов, принимающего отходы, указанные в разрешении, от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. изменения требований законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение;
  4. изменения количества отходов производства, подлежащих захоронению;
  5. образования новых видов отходов производства, подлежащих захоронению;
  6. изменения условий хранения, захоронения отходов производства, установленных в разрешении.

Пункты 1-3 обязательны к выполнению, даже если разрешение получено, но им «не пользуются», т.е. не передают отходы на захоронение согласно разрешения;
в п. 4 следует учитывать правило по «сокращению» лимита захоронения отходов;
для п. 5 фактическая передача отходов на захоронение разрешена только после внесения новых отходов в разрешение.

При смене объектов захоронения отходов, на которых производится захоронение отходов в соответствии с разрешением изменения в разрешения вносятся до фактической смены объекта.

При нарушении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем условий, содержащихся в разрешении, и (или) требований законодательства об обращении с отходами:
разрешение может быт аннулировано;
предусмотрено наложение штрафа от 5 до 50 б.в. на должностное лицо, до 200 б.в. на индивидуального предпринимателя, до 1000 б.в. на юридическое лицо.

Материал подготовлен с использованием следующих нормативных правовых актов по состоянию на 08.05.2020:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами».
Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами».
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Автор: эколог Войтович Мария ✉ info@ecootvet.by ✆ +37529 107 33 11

Больше полезной информации:

Что нужно контролировать при наличии разрешения на хранение и захоронение отходов производства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *